Проектирование сайта

Проектирование – это один из самых важных и сложных этапов разработки сайта, от которого зависит эффективность дальнейших работ и конечный результат. Тем не менее, многие веб-студии не уделяют этому аспекту разработки должного внимания или даже вовсе не занимаются подготовкой проектной документации. Неудивительно, что при таком подходе сайты не оправдывают ожиданий заказчиков, а финансовые вложения в их разработку не приносят никаких дивидендов.

Проектирование сайта

Проектирование дает сайту очень много:

- Сильно повышает гарантию достижения результата. 
- Только четко сформулировав задачи, определив целевую аудиторию сайта и ее потребности, смоделировав взаимодействие сайта и его пользователей, мы можем быть уверены - мы получим то, что нужно.
- Экономит время и деньги. 
- Исправить ошибку на этапе проектирования довольно просто: меняем несколько кусков текста и схем. Сделать это на этапе разработки дизайна или верстки будет уже дороже. Если ошибка обнаруживается на этапе программирования, ее исправление может стоить многие тысячи (десятки, сотни тысяч) рублей и занять месяцы, а то и годы.
- Позволяет эффективно разделять работу. 

Проектное задание - это вполне самодостаточный документ. Получив его, клиент может сделать сайт своими силами или нанять другую команду, которая, по его мнению, лучше справится с непосредственно разработкой.

Как проектировать сайт
Проектирование можно условно разбить на четыре основные части:

  1. Цель
  2. Исследование контекста
  3. Создание концепции
  4. Моделирование

Цель
Необходима для определения того, зачем мы делаем сайт и каких именно результатов хотим достичь. Это служит ориентиром для всей дальнейшей работы: что бы мы ни делали - будь то моделирование, создание интерфейсов, добавление новых функций или изменение старых - все это должно соответствовать целям. 

В будущем они же помогают оценить успешность проекта. 

Первый шаг - видение проекта. На этапе же проектирования цели формулируются более точно и подробно, а также определяются задачи сайта, выполнение которых будет работать на достижение каждой цели. 

Исследование контекста
Исследование необходимо для получения информации, которую мы будем называть контекстом сайта. Под контекстом мы понимаем различные обстоятельства, окружающие сайт и способные оказать влияние на его работу. К таким обстоятельствам относятся:

  1. Целевая аудитория и ее потребности
  2. Характеристика и тенденции области
  3. Конкуренты и их деятельность
  4. Опыт других проектов
  5. Законодательные или иные ограничения

Контекст проекта помогает нам понять целевую аудиторию и то, каким нужно сделать сайт: как его позиционировать, какая информация на нем должна быть и на каком языке он должен говорить с ЦА (это называют коммуникативной стратегией), как он будет отличаться от конкурентов (естественно, в выгодную сторону). Кроме того, исследование погружает команду проекта в тему, позволяет где-то даже на подсознательном уровне видеть/принимать правильные решения. 

В идеале, данные о контексте мы должны получить от клиента, но если таких данных у клиента нет, то исследование контекста предстоит провести самим:

  1. Исследование доступных источников – литература
  2. Интернет-ресурсы
  3. Интервью с ключевыми действующими лицами - пользователями, экспертами

Создание концепции сайта
Под концепцией мы понимаем основные идеи и возможности, заложенные в проект:

  1. Что и для кого мы делаем - общая идея и целевая аудитория
  2. Как сайт будет работать и какую информацию содержать
  3. Как сайт будет зарабатывать (если это проект с прямой монетизацией)
  4. Каковы будут отличительные особенности сайта (от конкурентов), как он будет позиционироваться
  5. Как сайт будет развиваться после запуска

Концепция задает направление проектированию и помогает, аналогично видению, еще раз состыковать точки зрения на проект - нашу и клиента. 

Моделирование сайта
Моделирование - это создание модели сайта, которая описывает функциональные возможности и информационную структуру. 
Функциональная часть модели 
В функциональной части модели мы описываем возможности, которые сайт предоставляет своим пользователям: например, выкладывать, группировать и комментировать фотографии (социальная сеть) или заказывать и оплачивать товар (интернет-магазин). Важно понимать, что возможности являются инструментами решения задач. Если придуманная возможность не решает ни одну из задач - это может означать, что она лишняя. В проектном задании мы описываем возможности на достаточно высоком уровне абстракции - не так детально, как мы сделаем это в «Техническом задании на программирование», поскольку здесь это просто не требуется. 

Информационная структура 

Информационная структура - это схема, показывающая, из каких разделов состоит сайт, какие задачи они решают, и как пользователь будет перемещаться по сайту (схема навигации). Далее, прорабатываем схему раздела - это более глубоко и детально проработанная схема (по сравнению с информационной структурой сайта), показывающая навигацию по разделу, связи и переходы между подразделами.

Схема раздела в идеале включает следующие элементы:

  1. Задачи - какие из ранее поставленных задач решает раздел. Например, раздел «Фотографии» в социальной сети решает задачу обмена информацией между друзьями и последующего общения
  2. Сообщения - это в буквальном смысле сообщения, которые раздел или его часть передает посетителю.

Сообщения бывают разных типов; наиболее часто встречающиеся: рекламные, призывы к действию, уведомления и имиджевые сообщения.
Функциональные элементы - элементы интерфейса, дающие возможность посетителю выполнить какую-то операцию. Например, функциональным элементом является форма для ввода сообщения, позволяющая отправить сообщение, или кнопка в интерфейсе, сохраняющая сделанные изменения.
Варианты поведения посетителя - предположения о том, что посетитель сайта может или должен сделать после изучения интерфейса или отдельных его частей.

54.80.87.166
http%3A%2F%2Fblog.ctweb.ru%2Fproektirovanie-sajta%2F